Истории

Колонка Zlobot'а: Заговор фей

ЗАГОВОР ФЕЙ (Вета)

Вторая игра с QSP-COMPO 2019, которая мне очень понравилась. Ниже абсолютно не ругательное ползание за кулисами истории.

 В русскоязычных сообществах, где людям нет-нет да и приходится писать текст, частенько можно встретить дискуссии о гендерной окрашенности текстов. Де мол мужчина и женщина пишут уж совсем по разному и кто того не видит, тот явно имеет поверхностный взгляд на вещи. В этом споре я почти всегда придерживаюсь мнения меньшинства. Гендерная специализация, возникшая в ходе эволюции и все больше отходящая на второй план в постиндустриальном обществе - да. Физиология, накладывающая отпечаток на нашу жизнь - бесспорно. Но тексты - нет, увольте. В конце концов все мы люди. Уж этого отрицать нельзя. Как люди мы вовсе не такие разные. Откроем к примеру рассказы Чехова про всякие амуры. Тонкий психологизм, знание жизни, умение переложить все это в литературную форму - да. Великолепно. Но лично для меня отношения между мужчиной и женщиной, это все те же сложные отношения людей с единственной поправкой на биологические цели и потребности индивида. И собственно зачем я обратился к этой теме? Все просто - многогранность Веты, как автора, крупный аргумент в пользу той версии, что Адам и Ева существа с одной планеты, а не с разных. (Я написал имя Адама первым вовсе не потому, что хочу утвердить главенство мужчины во всех сферах жизни, подчеркнуть его первичность в древнем тексте, а потому лишь, что придерживаюсь алфавитного порядка. Никакой гендерной агрессии, даже не пытайтесь меня уличить.) Возьмем две игры - "Записки младшего властелина" и "Заговор фей". Предположим мы дали бы поиграть в них тестовой группе, утаив пол и ник автора, а затем попросили бы высказать свое мнение по поводу того кто написал: Женщина или мужчина? Думаю большинство высказалось в том ключе, что "Записки младшего властелина" написаны мужчиной, а "Заговор фей" совсем уж девчачья игра, это ясно любому. Люди пошли бы на поводу у стереотипного мышления и сели бы в лужу. Я в этом просто уверен.

Далее попробую перенести этот вектор на структуру произведения. Первое мое впечатление об игре было того рода, что я попал в одну из тех милых казуальных игрушек, которые плодили сотнями Alawar, Zynga, PopCap и прочие, им подобные компании. Воплощено это текстом, но не суть важно, главное что семьдесят процентов аудитории таких игр дамы и люди пожилого возраста. Но потом я вдруг осознал, что попал во что-то близкое по духу к Alone In The Dark, Resident Evil 1-3, Haunting Ground. Мрачная красота, гнетущее чувство одиночества, витающее в воздухе предчувствие беды, символизм в загадках, которыми буквально нашпигован особняк, все это в равной степени любимо и женщинами и мужчинами. Золотая середина. В такое мы играем, когда хотим отдохнуть от общества, суеты, рутины. И поэтому очень хотелось, что бы игра закончилась на этой ноте одиночества, отчужденности, тоски. Пусть бы фея-крестная исчезла бесследно, принц так и не появился, а сразить чудовище пришлось бы самой девушке. Но нет. В один прекрасный момент мы врываемся в пучину событий, с ходу должны решить кто хороший, а кто плохой, чью сторону принять и какой линии поведения придерживаться. Нас вовсе отодвигают на второй план. Вовлечение падает.

То что фея-крестная персонаж отрицательный уж слишком на виду. Нет интриги, нет колебания со стороны игрока. Антагонист как бы говорит нам: "Я зло. Точка. Свою часть сделки выполню. Точка. Решай с кем пойдешь. Точка." Выбор очевиден. Выбор слишком очевиден. И неприятно колет, что из прекрасной сказки история превращается в модный нонче Grim Dark для взрослых с типичными для этого жанра оборотами на сто восемьдесят градусов и кривыми отражениями в зеркалах. Хочется именно что народной мрачности сказок, которую сглаживали облекая в художественную форму писатели, а не этого парада разочарований главной героини, которая видит, что черное стало белым, а белое черным.

Хотя возможно я воспринимаю фею-крестную слишком примитивно. Она не дамочка с крылышками, а антропоморфное насекомое, что-то древнее и подчиняющееся зловещим идеальным алгоритмам, что-то такое, что невозможно сексуализировать. Не комар, не муха, не клещ, не паук, не муравей, а например овод. Цикл размножения овода пугает. Зачем весь этот трюк с подменой настоящего принца лягушкой, потом поиски невесты из бедноты и последующая кража их ребенка с опять таки подменой на лягушку? Какой-то магическо-генетический эксперимент?

Давайте сделаем очередной разворот. А почему собственно какой-нибудь лягушонок менее достоин простой девушки, нежели замарашка принца? Обе стороны желают вступить в неравный брак и поддельность принца никак не влияет на этот статус. Прекрасная девушка выходящая за лягушку замуж тоже бросает вызов общественным устоям. Этот тоже не равный брак. Следуя такой логике можно было бы найти утраченную гармонию, но у них воруют ребенка. Обстоятельство это более чем ужасно. Где окажется ребенок? Буквально на помойке, на обочине жизни. Этакий бастард.

Что за всем этим стоит? Должно быть фея просто заведует брачным агентством для лягушек, выступающих за межвидовые союзы. Но здесь все намного сложнее, чем может показаться первоначально. Не надо забывать, что подменив ребенка крестная наносит равный ущерб обоим сторонам. Возможно девушка просто жертва какой-то интриги феи против земноводных.

Когда интрига раскрыта, то назревает невольный вопрос: А этот принц, которого мы встретили и которому помогаем, настоящий или тоже полукровка? Как давно был запущен этот цикл?

Думаешь, думаешь и в голову приходит только одно - девушка объединяет усилия с полулягушкой-получеловеком, что бы положить всему этому конец. Не случайно же она не слишком заинтересована в браке с принцем в самой счастливой концовке Good+

В заключении скажу, что не играл в две предыдущие части и возможно именно по этому у меня столько вопросов.

Zlobot (оригинал рецензии здесь)

Комментариев нет:

Отправить комментарий